Итоги проекта «Этно-эрудит. Продвижение»
Проект «Этно-эрудит. Продвижение» был реализован в полном объеме (01.10.2022 по 31.03.2023). Основные мероприятия проекта – интеллектуальные игры на тему культуры, традиций и быта народов, проживающих в многонациональной России. Участие в них приняли многонациональные команды из общеобразовательных школ города Находки, по шесть человек в каждой. Эффективность такой формы работы, как интеллект-игры на национальную тематику, показал реализованный НОМО «НИКА» в 2021-2022 учебном году локальный проект «Этно-Эрудит», в котором приняла участие экспериментальная группа из 8 команд 5-классников. Участие в первом этно-проекте было ограничено школами, участвовавшими в проекте Приморского края «Этно-урок». Но интерес к проекту оказался весьма высок, и было решено реализовать новый проект- «Этно-эрудит. Продвижение». Его отличие было в том, что опыт национальных интеллект-игр был перенесен в среду неподготовленных этно-уроками всех желающих 5-классников всех школ Находкинского городского округа. Таким образом, организаторы смогли изучить возможность перенесения опыта на всех школьников Приморья и даже России и пришли к выводу, что это вполне успешная форма работы со школьниками среднего звена. В проекте смогли поучаствовать 24 команды по 6 детей в каждой. Еще 6 команд участвовали вне конкурса, поскольку не смогли выполнить требование проекта – в команде должно было быть представлено не менее 3 разных национальностей. Особенностью данного проекта являлась активная помощь Совета по делам национальностей при главе Находкинского городского округа, представители которого консультировали организаторов проекта при подготовке к играм, помогали организовать книжно-предметные экспозиции, наполняя их уникальными, в том числе старинными, предметами искусства и быта. Еще одним отличием проекта «Этно-эрудит. Продвижение» от предыдущего стало то, что к составлению вопросов для игр были привлечены «ветераны» первого проекта «Этно-эрудит», ставшие уже 6-классниками. Хотя участниками названных проектов являлись учащиеся 5-х классов общеобразовательных школ, использованные в играх вопросы, часть которых приведена в Методическом пособии, по нашему мнению, подходят и для более широкого возрастного диапазона школьников. Наиболее интересны они будут для учеников 5-8 классов. Это показали дополнительные мероприятия, организованные в рамках проекта, в которых приняли участие школьники разного возраста.
Работа по проекту велась согласно запланированным мероприятиям. Иногда приходилось корректировать места проведений мастер-классов, учитывая пожелания классных руководителей-кураторов команд.
Подводя итоги на встрече команды проекта «Этно-эрудит. Продвижение» с партнерами проекта, все сошлись во мнении, что интеллектуальные игры – одна из перспективных форм работы с детьми и подростками. Вопросы различных видов интеллектуальных игр, связанных с тематикой культуры, быта, обычаев народов, проживающих в России, не только знакомили с историей многонационального Приморья, самобытными традициями народов, но и способствовали развитию у пятиклассников Находкинских школ, участвующих в проекте, логику, эрудицию и находчивость, учили работать в команде и дружить с ребятами разных национальностей. Таким образом, проект «Этно-эрудит. Продвижение» стал прекрасной современной формой популяризации этнокультурных знаний. Юные знатоки настолько втянулись в мир интеллектуальных состязаний, что намерены продолжить участвовать в интеллектуальных играх, организуемых НОМО «НИКА» совместно с Центральной библиотечной системой города Находки. Интеллектуальная игра «БрейнБук-Юниор» будет проходить каждую последнюю субботу месяца.